Алкоголизм как форма девиантного поведения
Добавлено: 16 июл 2024, 09:19
Пьянство превращает людей в таких идиотов, а люди и без того такие идиоты, что в итоге получается просто тяжкое уголовное преступление. (Р. Бенчли)
Девиантность (отклонение от нормы) - это любое поведение, нарушающее социальные нормы и обычно достаточно серьезное, чтобы заслужить неодобрение со стороны большинства общества. Алкоголизм в современном обществе безусловно считается девиантным поведением.
И здесь специалисты в первую очередь обращают внимание на молодежь и детей. Потому что в большинстве случаев алкоголизм и наркомания начинаются в подростковом возрасте. С каждым годом наблюдается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, количества детей с девиантным поведением.
Именно в детстве, в период адаптации к социальным нормам и морали можно отследить особенности в поведении, которые либо приведут к дальнейшим отклонениям, либо есть возможность их скорректировать. Поэтому важно обратить внимание на окружающую ребенка социальную среду.
На фоне безразличия, невнимательности, педагогической запущенности у ребенка развиваются чувства одиночества, брошенности, ненужности. В ответ, как компенсация развиваются чувства враждебности, протеста по отношению к взрослым, к миру и стремление к объединению в группы, сообщества, которые поддерживают и культивируют эти чувства.
Отсутствие позитивного опыта решений проблемных ситуаций, несформированность моральных и ценностных установок, стремление к вниманию способствуют выбору у детей и подростков таких форм поведения, которые в обществе принято называть девиантными. Ослабление моральных границ и четких понятий нравственных ценностей в обществе, школе, семье способствует развитию такого поведения.
Окружающая среда, в которой принято употреблять алкоголь формирует у детей установки на употребление. Образ жизни значимых людей буквально программирует ребенка.
Мотивы начала употребления алкоголя – любопытство, желание стать взрослым, свободным, стать своим в компании, изменение психического состояния.Стремление подростка искать постоянные возможности для употребления - это уже признак алкоголизма или наркотической зависимости.
Исследования, проведенные среди школьников, показали, что
57,7% мальчиков и 73,4% девочек впервые познакомились с алкогольными напитками дома на праздниках и семейных торжествах.
Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение - 56, 9%, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) - 31,1%, снятие психического напряжения - 12%.
Переход от пьянства к алкоголизму у взрослого человека занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее.
Среди факторов риска развития алкоголизма:
конфликты в семье
аномалии характера
раннее начало девиантного поведения
инфантилизм
низкий интеллектуальный уровень
низкая успеваемость
отсутствие стремления к продолжению образования
Что делать?
Специалисты психологи, педагоги считают, что самое важное - это духовно раскрыть ребенка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны соблазны современности. Формировать у ребенка духовно-нравственные установки, собственный критический взгляд, оценки и убеждения, собственный позитивный опыт решения жизненных задач. А это возможно только из заботливой, внимательной, неравнодушной позиции взрослого: педагога, члена семьи, наставника. То есть путь один - вовлечение ребенка в творчество, спорт, чтение, интересные занятия, полезные фильмы, важно общаться с ним, дискутировать без обесценивания его мнения, сокращать присутствие ребенка в Интернете на таких ресурсах, где поддерживается и культивируется разрушение духовно-нравственных ценностей.
А что вы думаете, друзья, на эту тему?
Девиантность (отклонение от нормы) - это любое поведение, нарушающее социальные нормы и обычно достаточно серьезное, чтобы заслужить неодобрение со стороны большинства общества. Алкоголизм в современном обществе безусловно считается девиантным поведением.
И здесь специалисты в первую очередь обращают внимание на молодежь и детей. Потому что в большинстве случаев алкоголизм и наркомания начинаются в подростковом возрасте. С каждым годом наблюдается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, количества детей с девиантным поведением.
Именно в детстве, в период адаптации к социальным нормам и морали можно отследить особенности в поведении, которые либо приведут к дальнейшим отклонениям, либо есть возможность их скорректировать. Поэтому важно обратить внимание на окружающую ребенка социальную среду.
На фоне безразличия, невнимательности, педагогической запущенности у ребенка развиваются чувства одиночества, брошенности, ненужности. В ответ, как компенсация развиваются чувства враждебности, протеста по отношению к взрослым, к миру и стремление к объединению в группы, сообщества, которые поддерживают и культивируют эти чувства.
Отсутствие позитивного опыта решений проблемных ситуаций, несформированность моральных и ценностных установок, стремление к вниманию способствуют выбору у детей и подростков таких форм поведения, которые в обществе принято называть девиантными. Ослабление моральных границ и четких понятий нравственных ценностей в обществе, школе, семье способствует развитию такого поведения.
Окружающая среда, в которой принято употреблять алкоголь формирует у детей установки на употребление. Образ жизни значимых людей буквально программирует ребенка.
Мотивы начала употребления алкоголя – любопытство, желание стать взрослым, свободным, стать своим в компании, изменение психического состояния.Стремление подростка искать постоянные возможности для употребления - это уже признак алкоголизма или наркотической зависимости.
Исследования, проведенные среди школьников, показали, что
57,7% мальчиков и 73,4% девочек впервые познакомились с алкогольными напитками дома на праздниках и семейных торжествах.
Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение - 56, 9%, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) - 31,1%, снятие психического напряжения - 12%.
Переход от пьянства к алкоголизму у взрослого человека занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее.
Среди факторов риска развития алкоголизма:
конфликты в семье
аномалии характера
раннее начало девиантного поведения
инфантилизм
низкий интеллектуальный уровень
низкая успеваемость
отсутствие стремления к продолжению образования
Что делать?
Специалисты психологи, педагоги считают, что самое важное - это духовно раскрыть ребенка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны соблазны современности. Формировать у ребенка духовно-нравственные установки, собственный критический взгляд, оценки и убеждения, собственный позитивный опыт решения жизненных задач. А это возможно только из заботливой, внимательной, неравнодушной позиции взрослого: педагога, члена семьи, наставника. То есть путь один - вовлечение ребенка в творчество, спорт, чтение, интересные занятия, полезные фильмы, важно общаться с ним, дискутировать без обесценивания его мнения, сокращать присутствие ребенка в Интернете на таких ресурсах, где поддерживается и культивируется разрушение духовно-нравственных ценностей.
А что вы думаете, друзья, на эту тему?